|
Гармоничное развитие ребенка. ( Сайт для молодых мам - как вырастить творческого, свободного человека и для опытных родителей - поделитесь опытом) |
|
Ребенок до трех лет. Говорят :"Воспитывают детей до трех лет, потом можно только перевоспитывать." Действительно до трех лет ребенок накапливает
информацию об окружающем мире - и не только что как называется, но и , что очень важно,
о связях между окружающими ребенка явлениями. Идет выработка собственного отношения, закладываются и вырабатываются принципы социальных
контактов, что послужит базисом для профессиональной и личной жизни будущего человека. Проблемы и вопросы с которыми наиболее часто будет сталкиваться родитель и ребенок здесь:
Наказание для родителя выступает как механизм воспитания, а именно способ регулирования детского поведения в "лучшую" сторону.
Поэтому наказание тесно связано с вопросом что можно и чего ребенку нельзя делать. В наказании есть несколько аспектов.
Во-первых за что наказывать. Хочу отсечь сразу две крайности в этом вопросе - японское "все можно" и пуританское "все нельзя" и попробую очертить
золотую, на мой взгляд середину. Для этого нужно описать того человека, ту личность, которую в итоге мы хотели бы получить.
Для меня это творческий человек прежде всего, но с высоким уровнем личной ответственности. Последнее качество подразумевает
наличие в человеке сильной воли и способности к самоконтролю. Исходя из вышесказанного в ребенке необходимо воспитывать как бы
две противоположные черты - личную свободу и самоконтроль, которые на ранних этапах будут выражаться в контроле взрослого
и послушании ребенка. Эту проблему я предлагаю решать следующим способом - ребенку предоставляется личная свобода творить, играть, строить решать, но в определенных
рамках его пространства, желаний, игр и т.д. границы детской свободы определяет каждый родитель сам.
Один разрешает компьютер, другой нет, один приглашает друзей всегда в неограниченном количестве,
другой не любит посторонних людей и детей дома. Это не важно. Важно, что после этого в этих
границах взрослый должен дать ребенку полную свободу. Наглядный пример - мама дарит чаду дорогую игрушку.
С прежними игрушками ребенок играл как хотел, мог подарить, сломать, выбросить и т.д.
Но вдруг почему то с этой игрушкой его начинают останавливать - на улицу нельзя, дать поиграть
товарищу нельзя сломает и т.п.
Такая непоследовательность приведет к тому, что границы личного пространства ребенка будут нарушены и он не будет знать это все еще нельзя или
уже можно и нарушить. Причем дети всегда будут стараться расширить свои границы. Влияют ли игрушки на воспитание ребенка. "Лекарство против Барби"< Валентина Ефремова Мир детства не представим без игры, игрушки, действий понарошку, как бы взаправду. Сегодня появилось большое количество игр и игрушек ярких и красочных, новых и необычных, пробуждающих фантазию и таких, которые наоборот строго задают способ игры. Но это многообразие новых игровых форм и предметов требует от родителей вдумчивого отношения к выбору игрушек и занятий для своих чад. Подробный критический разбор с православных позиций новых игрушек, игр и детских развлечений можно найти в книге кандидата психологических наук В. В. Абраменковой "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?" (М.: "Даниловский благовестник", 1999). Целью нашей статьи является передача практического опыта руководства детскими играми и занятиями. Надеемся, что статья также поможет родителям выработать православные критерии оценки игр, игрушек и занятий для своих чад. Но прежде чем обратиться к описанию конкретных игр, следует привлечь внимание родителей к глубинному смыслу, который содержится в игре, целям, которые достигаются ею. Игра является способом познания отношений в мире, способом воссоздать и прожить некоторую "взрослую" ситуацию. Темой для детской игры могут быть наблюдаемые действия взрослых (строительство, вождение транспорта), разыгрывание ролевых ситуаций (дочки-матери, магазин, школа). "В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее" (Дьяченко О. М. Понимаете ли Вы своего ребенка? Советы психолога. Книга для родителей. М.: Просвещение. Учебная литература, 1996). С нравственной точки зрения игра должна развивать правильное доброе взаимодействие с окружающим миром, ребенок в игре может примерить на себя взрослые положительные образы. Священник и педагог Анатолий Гармаев особенно выделяет роль игры для детей в возрасте 3-5 лет. "Доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней - обретение взрослых смыслов жизни…Смыслы, схваченные в этом возрасте, идут затем как фундаментальные запечатления через всю жизнь" (Свящ. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка // Свет православия: Христианский собеседник. Издание Макариево-Решемской Обители, 1998. Вып. 43. С. 13-14). Кроме того, игра является упражнением, где ребенок тренирует сообразительность, логику, эрудицию, ловкость тела. Что же касается игрушек, то они имеют еще и эстетическую ценность. С точки зрения детских психологов, воздействие на маленького ребенка злых или искаженных лиц игрушек или мордашек со скошенными ради шутки глазами крайне негативно. Ребенок, в отличие от взрослого, воспринимает все, что его окружает как норму, он еще лишен критического сознания, поэтому игрушки должны нести в себе положительные примеры, как с нравственной, так и с эстетической стороны. Исходя из заданных целей и внутреннего смысла игры понятно, что не стоит пренебрегать традиционными видами игрушек. Такими, как, например, куклы-девочки для игры в дочки-матери. Они принципиально отличаются от Барби. Играя в традиционную куклу, девочка представляет себя заботливой мамой, для куклы можно шить одежду, кормить, укладывать спать, это, своего рода, репетиция для будущих мам. Играя в Барби, девочка проявляет не материнские чувства, а скорее отождествляет себя, свой образ в будущем с этой "взрослой" куклой. При этом воспитывается потребительская требовательность к вещам. Костюмы для куклы Барби не сошьешь своими руками, их надо покупать в готовом виде. Барби не положишь рядом с собой в кроватку - ей нужна личная мебель, с ней нельзя вести диалог, Барби нужны личные подруги и друзья, соотносящиеся с ней как бы в другом измерении, отличном от нашего мире. Барби - "взрослая молодая женщина" - не предполагает со стороны играющего с ней ребенка обращения на себя материнских чувств. Давайте подумаем, что мы хотим развить у своей дочки: теплые попечительские чувства - основу будущего материнства - или стремление к приобретению, погоню за все более красивыми вещами И там и тут кукла, но как по-разному она воспитывает. "На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда" (Абраменкова В. Там же. С. 31). Во время одного из своих педагогических выступлений священник Артемий Владимиров на вопрос воспитателя детского сада, как поступать православной воспитательнице, когда девочки приносят в группу "барби", рекомендовал в игровой форме представлять "барби" в образе убежавших из дома девчонок, "которые забыли свою маму, их воспитывает улица: посмотрите как они выставляют себя, как они хотят понравиться всем без разбору. Как вы думаете (спрашиваете вы детей), хорошее ли это дело - желать на всех производить впечатление, но не умом, не сердечными качествами, а выпуклостью мягкого места? И дети вам сразу все скажут, что хорошо, что плохо. Таким образом нужно обесценить этот хитроумный безнравственный идеал, воплощенный в игрушках". (Подвиг семейного воспитания / Храм Трех Святителей на Кулишках. М., 2001. С. 96.) Для мальчиков попечительские чувства можно воспитать в играх с мягкими игрушками-зверьками. Это и не "девчоночьи" куклы, и в то же время маленькие теплые существа, требующие заботы и защиты. Многие мальчики будут с удовольствием укладывать мягких зверьков рядом с собой в кроватку и садиться вместе с ними за обеденный стол. Можно поиграть со своим малышом в такую полезную игру: от имени игрушки (куклы или зверька) задавать ребенку, как более старшему и опытному, вопросы. Ваш малыш должен будет давать ответы, объясняя явления, назначения вещей. Такая игра развивает речь, логику, умение формулировать свои мысли, чувство опеки. Играть можно и дома и в дороге, по ходу придумывая вопросы. Надо помнить, что то, что кажется очевидным и неинтересным взрослому, для ребенка, познающего мир, ново и увлекательно. Вопросы могут быть самыми простыми: Зачем нужна вилка? А зачем ложка? Для чего одеяло? А расческа? Если нужно долго ехать с малышом куда-то, можно взять с собой игрушку и во время дороги так играть. Это превращает скучную и однообразную поездку в увлекательное занятие. Ребенок будет всю дорогу упражняться, объясняя, почему снег тает, или листьев на деревьях недавно не было, а теперь выросли. Можно задавать от лица игрушки вопросы по поводу встреченных животных, машин, вопросы, посвященные возможности что-либо сделать, например: "Можно, я попрыгаю по грязи?" Малыш, скорее всего, объяснит мамиными словами, почему не надо пачкаться. Он будет чувствовать себя большим и опытным, ответственным за поведение своей игрушки, будет с удовольствием отвечать. Конечно, если возникнет затруднение, мама должна помочь и сама объяснить любопытной игрушке непонятное явление или причину, почему нельзя что-то делать. Можно предложить малышу поучить своего подопечного как себя вести в том месте, куда собираетесь поехать (в гостях, в магазине, в лесу), рассказать игрушке об этом месте: кого они там встретят, что нужно делать и чего там делать нельзя. Таким образом, с помощью мягкой игрушки и традиционных кукол можно решать и воспитательные задачи и развивать ребенка интеллектуально. Эти же мягкие игрушки могут участвовать в придуманных сюжетно-ролевых играх. Священник Анатолий Гармаев отмечал в своей работе оскудение положительных сюжетов ролевых игр в детских коллективах. Вместо традиционных, наделенных глубоким смыслом игр в дочки-матери, строителей и т.д. дети разыгрывают сцены запечатляющие образы городской суеты, типа импровизированной игры "Мы в очереди поссорились" (Свящ. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка // Свет православия: Христианский собеседник. Издание Макариево-Решемской Обители, 1998. Вып. 43. С. 13-14). Священник А. Гармаев настаивает на необходимости помогать детям в выборе сюжета, направлять их интерес в созидательное русло. Дети охотно принимают предложенные взрослыми темы. Мягкие игрушки в таких играх могут быть пациентами в больнице, учениками в школе, ребенок может говорить за игрушку, словесно исполняя ее роль. Я была свидетелем игры двух мальчиков - они стали бригадой айболитов, вылетавшей на вертолете спасать от эпидемии и браконьеров зверей Африки, (зверями были мягкие игрушки, приходившие на прием к докторам). Такая игра очень увлекает детей, учит заниматься делом сообща, договариваться. Вот что пишет о значении ролевых игр доктор психологических наук О. М. Дьяченко: "Сюжетно-ролевая игра - это игра коллективная, и именно она развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Присмотритесь, как ребенок играет на улице, со сверстниками. Не уединяется ли он всегда, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли, соблюдает ли обязанности, накладываемые его ролью, насколько долго он может следовать за развитием игрового сюжета. Если у ребенка возникают сложности, можно поиграть с ним дома. Помогите ему выбрать сюжет, распределить роли, станьте партнером по игре. Сюжеты могут быть бытовые или из знакомых художественных произведений". (Дьяченко О. М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога. Книга для родителей. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. С. 33.) Взрослый может предложить детям творческие темы ролевых игр: день рожденья куклы (встреча гостей, поздравления, угощение, игры), поездка в деревню (топка печки в доме, скотный двор, река, рыбная ловля), строительство домика (домик делается под столом, завешенным покрывалом, и в нем могут сидеть несколько детей с игрушками) и другие. Родителям стоит сделать акцент на мирных, созидательных программах игр, поскольку военная тема навязчиво сама проникнет в игры детей. Во время бомбежек в Югославии мои дети, зная об этом понаслышке, стали с увлечением играть в бомбоубежище, прячась в раскладном кресле. Игра в войну является традиционной для наших детей. Вопрос о том, как относиться нам, родителям, к военным игрушкам, остается открытым. Старец Сампсон, живший в советское время, считал, что такие игрушки православные родители не должны допускать в руки своих чад. "Не сметь приучать ребенка к орудиям душегуба и солдата!" - говорил он одной матери (Я ухожу, а ты остаешься…: О православном воспитании чад наших. СПб.: Изд-во "Светослов", 1997. С. 14). Игра в войну - убийство понарошку - допускает грех (и притом смертный!) в область помышлений, проигрывает его в фантазии. Вместе с тем игра в войну соединяет в себе содержание других игр: в прятки, в салки, учит детей взаимодействовать в группе, когда они поделены на два отряда. Эта игра позволяет выплеснуться мальчишескому азарту и энергии, желанию подкарауливать, прятаться, пробираться незаметно в зелени среди кустов и деревьев. Набегавшись, они приходят домой довольные и дружные. Казалось бы, нет в этих играх духа злобы и убийства, но ведь звучат во время игры крики: "Я тебя убил уже!", "А ты контрольный выстрел в голову сделал?" Больно и страшно слышать подобное из уст детей. Игрушечное оружие было и остается одним из любимых игрушек. Мальчикам технического склада нравится разбирать и собирать пистолеты и ружья. Все любят стрелять шариками и пульками, кидать дротики в мишень. Игрушечная сабелька в руках малыша может придать ему уверенность, помочь преодолеть страх, например, темной комнаты. Обладатель игрушечного оружия делается сильнее в своих собственных глазах. Получается, что традиционные военные игрушки не представляют собой одно только негативное явление. С ними связаны разные стороны развития мальчишеской души. И каждому родителю надо быть чутким, чтобы уловить опасную грань, за которой мальчишеский азарт, желание быть сильным переходит в цинизм и жестокие помыслы. Педагогически верным представляется переводить интерес к оружию, к военным действиям в историческое русло. Знакомство мальчиков, в том числе и дошкольного возраста, с личностями святого Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Суворова, святого Федора Ушакова, Кутузова и других, дает ребятам положительные примеры защитников отечества. Оружие из орудия киллера и бандита становится символом защиты слабых, охраны Родины. На моих глазах дети после прочтения книги о Дмитрии Пожарском играли несколько месяцев в битву на игрушечных мечах, попеременно представляя себя защитником-Пожарским. Рассматривая проблему военных игр с духовных позиций, следуя заветам старца Сампсона правильнее было бы отказаться от игры с орудиями убийства, от игры в войну, заменив ее мирными динамичными играми. Но как это сделать, не противопоставляя своего ребенка мальчишескому содружеству? Автор статьи, к сожалению, не знает готовых рецептов на этот счет. Может быть, кто-то из читателей может поделиться своими размышлениями и опытом. Ясно только, что, поскольку "запретный плод сладок", изолировать мальчика от военных интересов невозможно, но и специально приучать ребенка к военным играм не стоит. Проблему однозначно пагубного влияния на детские души компьютерных игр со сценами виртуального убийства мы не рассматриваем в данной статье. Она подробно освещена в упоминаемой выше книге В. Абраменковой и других педагогических изданиях. Остановимся теперь подробнее на хороших современных играх и игрушках. Не так давно в Москве стали появляться магазины развивающих детских игр. Хочется посоветовать родителям туда обращаться. Конструкторы, разнообразной формы кубики, наборы для рукодельного творчества от вышивки до гипсовых отливок, все эти игры необходимы для творческого и интеллектуального развития ребенка. С нравственной точки зрения эти занятия формируют созидательный образ общения с миром. Сделанные своими руками поделки и сувениры могут стать подарком для близких, украсить свой дом. Игра в кубики может стать более интересной, если в дополнение к кубикам купить маленькие фигурки животных, человечков и мини машинки. Тогда построенный из кубиков дом или город будет населен, по улицам поедут машины. Можно сделать из картона пандусы, по которым машины будут выезжать из гаражей. У каждого персонажа будет свой дом. Звери и люди станут ходить друг к другу в гости. С ними будут происходить разные события. Например, бенгальский огонь, зажженный над "городом", может стать праздничным салютом, а маленький зверек его испугается и спрячется в домик. Другие станут его успокаивать. Подобные сценки дети с удовольствием разыграют в построенном ими "городе". Игра в конструкторы развивает математические способности. Но не надо думать, что трех-четырехлетний малыш сразу с увлечением примется за занятия с этими игрушками. Ему обязательно надо показать, как с ними обращаться, поиграть вместе с ним. Из личного опыта знаю, что уже в год и несколько месяцев ребенок способен заинтересованно сцеплять и разбирать детали конструктора, завинчивать пластмассовую гайку на пластмассовый болт. Но родители должны обязательно принимать участие в его занятии, одобрять его старания и доводить дело до конца, чтобы малыш видел, что в результате получается машинка или стульчик для игрушечного человечка и тому подобное. Детям дошкольного возраста очень нравится играть с природными материалами, создающими свою особую среду,- песком и водой. Психологами отмечено целительное воздействие этих игр на детей, страдающих разными видами эмоционального неблагополучия. В книге В. Абраменковой дается совет, как устроить песочницу дома. Кратко перечислим основные принципы работы с песочницей. 1) Песочница дома - это ящик 60х70 см глубиной 15-20 см, наполовину заполненный песком. 2) Песок нужно мочить, чтобы из него можно было строить. 3) Кроме песка для игры необходимо приготовить природные материалы - камушки, ракушки, шишки и т.д.; фигурки людей и животных, сказочных персонажей, мосты, транспорт, а также различные предметы, могущие быть всем,- тряпочки, палочки, шарики. Тематика песочных картин может быть следующей: свободное конструирование на тему "жизнь города", "жизнь леса", "жизнь деревни", для детей постарше конструирование по библейским темам "сотворение мира", евангельским сюжетам "Рождество", "Воскресение", "Притча о милостивом самарянине" и т.д. "Творческое моделирование на песке дает возможность в трехмерном пространстве воссоздать события Священной истории, раскрыть смысл евангельских притч, овладеть сложнейшими понятиями христианской этики: добро и зло, грех, покаяние, милосердие". (Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? С. 85.) Такая игра "исподволь настраивает детей на постижение морального пространства собственного бытия" (Там же. С. 85). Ребенок создает объемную картину мира и разыгрывает происходящие в ней события. Но для осуществления подобных игр нужно участие взрослого, дающего изначальное направление мысли, ознакомление детей с евангельским сюжетом, предстоящим к воплощению в песочной картине. Игра с водой более доступна городским жителям. Она может проводиться перед купанием или независимо от него. Ребенок исследует возможности воды, какие предметы тонут, а какие плавают, сравнивает, сколько воды помещается в узком высоком сосуде и в низком широком. Можно устроить фонтанчик, нажимая на резиновую игрушку, обращенную дырочкой вверх. Можно сооружать кораблики из разных материалов, сажать в корабли фигурки людей и животных, придумывать истории, происходящие с ними. Можно разыграть сцену с Ноевым Ковчегом. Это будет маленький домашний спектакль в тазу. Лучшие картины, созданные из песка, "морской" спектакль можно сфотографировать на память. Детям бывает жалко разрушать созданные и полюбившиеся сцены, а фотография поможет сохранить их. Для детей старшего дошкольного возраста интересно и такое конструирование. В дом приносятся несколько больших картонных коробок-упаковок. Из них малышу предлагается сделать машину или домик. В коробках надо прорезать окошки, сделать дверь и приклеить скотчем дополнительные детали. Свое сооружение можно раскрасить и использовать не только для игры (например, в водителя), но и в качестве декорации к домашнему спектаклю. Малышу интересно, что он может сам забраться в сделанную им машинку, домик, корабль. Фантазируя вместе с ребенком, можно создать игрушки не выходя из дома (особенно это бывает нужно, когда малыш болеет и скучает). Такой игрушкой может стать импровизированная лошадь, сделанная из стула. К спинке стула приделывается силуэтная картонная лошадиная голова с удилами-веревками. На такой лошадке ребенок может "скакать", сидя на сиденье стула. В комнате под столом или между шкафами можно устроить "домик" для игры с куклами. Стенки "домика" образуются покрывалами, спускающимися со всех сторон стола. Покрывала могут быть натянуты и между двумя шкафами, образуя одновременно и стену и дверь. Внутри образуется укромное маленькое помещение, где девочки играют в "свой домик", устраивая кроватку для куклы, столик и т.д. Летом, выезжая за город на дачу, полезно предоставить детям песочницу на улице не только для разыгрывания сценок, как это было предложено в домашней песочнице, но и для конструирования, лепки из песка, создания пещер, мостов, рек. Здесь уместно включить в игру машинки, которые будут ездить по созданным дорогам, кораблики для плавания по реке и озеру (тазу с водой). Ребятам будет интересно освоить простые способы сбивания дощечек гвоздями для конструирования простых скамеек, домиков, включенных в игру. Здесь же можно подсказать детям как из палочек и листочков сделать человечков и животных. Для этого палочки разной формы связываются веревкой, схематично изображая фигуру, а листья растений, наколотые на палочки, "создают" одежду. Шишки, кленовые носики, камушки и др. включаются в игру, изображая собой разные предметы. Ребенок дошкольного возраста способен освоить некоторые виды ремесла и хозяйственные дела в виде игры, не осознавая, что это уже трудовой навык. Например, мальчик двух лет (это опыт моей семьи) может с увлечением забивать гвозди (наполовину забитые уже взрослым в бревно или доску), ребенок чуть старше может лепить булочки в форме птичек из настоящего теста, скатать из теста рулет. Безусловно, что такой опыт окажется полезным в будущем. В продаже есть такие детские товары, как совки, лопатки, наборы для стирки (тазик, веревка, прищепки), детские наборы инструментов (имеется в виду облегченные варианты настоящих молотка, пилы-лобзика и других столярных инструментов). Эти и подобные им предметы - "игрушки" могут использоваться для выполнения настоящих дел - огородных работ, стирки носочков, элементарных столярных и хозяйственных операций. В заключение хочется напомнить родителям, что все, с чем соприкасается ребенок дошкольного возраста, воспринимается им как правильное, хорошее, как норма. Поэтому так важно нам родителям дать верное направление его играм, окружить его положительными образами. "Много времени уходит на его занятия", - посетовала одна мать в разговоре со старцем Сампсоном. "Да очень канительное,- был его ответ.- Но ты закладываешь именно сейчас закваску ему на всю жизнь, очень серьезный период". (Я ухожу, а ты остаешься…: О православном воспитании чад наших. СПб.: Изд-во "Светослов", 1997. С. 20.) В. Абраменкова также призывает родителей не скупиться на время, отданное общению с ребенком, в том числе и играм с ним: "Никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребенку насыщенного и содержательного общения с вами. Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много" (В. Абраменкова. С. 72). Хочется пожелать всем родителям творческого отношения к воспитанию своих чад. Ваше мнение, вопрос, советГотовится к публикации |
Библиотека заботливой мамы.
Как научить ребенка читать (с 3-х лет) - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком и необходимые пособия.Стоимость 120 р. Как научить ребенка
рисовать -
Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком. |