Магазин.

Гармоничное развитие ребенка.

( Сайт для молодых мам - как вырастить творческого, свободного человека и для опытных родителей - поделитесь опытом)

 
Рассылки Subscribe.Ru
Давай устроим праздник!
Как быстро заинтересовать (развлечь) ребенка.

Главная.

9 месяцев скрытой жизни.

Рождение ребенка.

Первый год жизни.

До трех лет.

Предшкольный возраст.

Начальная школа.

Налимоны+ТРИЗ.

Полезные ссылки.

Контакт

Начальная школа.

Здесь собраны методические рекомендации, курсы, педагогические программы, просто педагогические находки и опыт. Эта страничка будет полезна в первую очередь педагогам и воспитателям детских садов. Для родителей эта информация также нужна, так как если Вы хотите не стихийное развитие вашего ребенка, Вы доолжны знать что и как дает та или иная программа, в чем плюсы и минусы учебник Эльконина, чем он отличается от метода Занкова или Зайцева. Те программы, по которым работала наша школа, снабжены мнением наших специалистов.

    Включение методов сказкотерапии в современный урок и воспитательный процесс.


    Учитель нач. школы Афанасьева Е.В.
    Сказка - имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово "сказка", "чудо", "волшебство обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и детскими психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеева - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. В последнее время появились сказкотерапевтические программы Азовцевой, Лисиной, Речицкой, которые успешно применяются в ДОУ, школах, центрах реабилитации, в работе с проблемными детьми, трудными подростками, онкобольными. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека.
    Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка (миф, легенда, притча и т.д.) в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет недирективно, а мягко подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное воздействие как на поведенческом, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне. Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие. Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законамии; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Переживая сказку ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах - осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью. Итак, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания. Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, дорабатываются приемы. Далее, мне хотелось бы остановиться на тех методах, которые успешно могут быть использованы в работе любым учителем, воспитателем и психологом.
    Для полноты картины необходимо выделить 5 видов сказок: художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. В каждом случае ставятся конкретные задачи и достигаются определенные цели; это может быть раскрепощение, творчество, коррекция, отработка и т. д. Мы рассмотрим только некоторые из вышеперечисленных вариантов сказок и методы работы с ними.
    I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам. Формула для составления вопросов следующая: 1) что и почему происходит? Как вам показалось о чем эта сказка? Как вы думаете чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? Почему герой потерял (приобрел) что-то важное и т.д.
    2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? Какой была бы сказка, если бы не было плохих героев? Мог ли быть у сказки другой конец? Если да, то какой? и т.д.
    3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
    II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, напрмер: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Отвечая на этот вопрос ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы. Сказочные задачи должны отвечать следующим требованиям:
    - задачу задает сказочное существо
    - сказочные задачи могут являться испытаниями в сказочных играх и путешествиях
    - ситуация не должна иметь правильного ответа
    - образы героев должны заинтриговывать
    III. Рассказывание сказки. Различные формы рассказывания сказок позволяют решить следующие задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого и пристраивать свои мысли к общему контексту; сплочение группы. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:
    1) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей
    2) Рассказчик педагог - одному ребенку
    3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу
    4) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения.... .5) рассказчик педагог от первого лица - группе детей
    6) рассказывание сказки от 1 лица детьми
    7) рассказывание сказки от имени различных персонажей. При рассказывании в группе по кругу известной сказки каждый из участников рассказывает маленький кусочек сказки. Занятие с детьми лучше построить в сказочный контекст. При рассказывании сказки от 1 лица выбирается сказка, и распределяются ее персонажи между собой. Персонажи могут быть от героев сказки до неодушевленных предметов (речка, камень, лесная дорога и т.д.). Рассказывание ведется от имени героя ( или одушевленного в рассказе предмета) с его точки зрения. Таким образом, сказка обрастает множеством подробностей, проявляется отношение ребенка к различным сказочным ситуациям. Сказка рассказывается с другой точки зрения, что помогает ребенку децентрироваться, встать на место другого. Например, сказка, рассказанная от имени Василисы премудрой и Бабы-яги, будет звучать по-разному. Сказку полезно записывать на магнитофон. От занятия к занятию у детей обогащается речь, они становятся более раскрепощенными, учатся помогать друг другу и вставать на место другого человека.
    IV. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сочинение сказки благотворно влияет на психическое здоровье, делая человека более уравновешенным и уверенным в себе. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки , быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Перед началом необходимо разрядить обстановку, создать эмоциональный настрой. Можно использовать спокойную музыку и соответствующий интерьер. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы. 7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):
    1)Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме
    2) расставание с родительским домом
    3) Выбор пути, проверка на доброе сердце
    4)Борьба и победа
    5) Возвращение домой, трудности обратного пути
    6) Прибытие домой
    7) Свадьба, коронование.
    Педагог-психолог Тимофеева Н.Г.
    Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от цели, которую вы себе выбираете. Психотерапевтические сказки рекомендую оставить специалистам. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания вашего ребёнка.
    На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, приводящие к покою и умиротворению, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка и дающими ему уверенность в завтрашнем дне.
    Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром. Эти сказки рекомендуется читать и обсуждать.
    Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.
    Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие. Эти сказки непрямы и неконкретны, но воздействуют на ребёнка без давления на глубинном уровне и мягко корректируют проблемные поведенческие реакции. Видимый результат не заметен сразу, но изменения в состоянии ребёнка хорошо фиксируются специальными тестами. Все эти сказки можно использовать в домашних условиях. В них нужно играть, так же как и в дидактические. В группах или индивидуально.
    Существуют так же сказки-сценарии, которые используются для игры в коллективе, в них представлены все сказки одновременно, объединённые единым сюжетом. Это большие сказки- приключения, в которые дети играют с большой радостью и получают не только очевидную пользу, как образовательную, так и коррекционную, с элементами терапии, но и удовольствие. Это сказки-приключения, сказки-испытания, о которых мечтают все дети, в них они учатся взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, правильно распределять время, помогают лучше узнать себя, решить многие вопросы.
    Все сказки удовлетворяют в разной степени ниже перечисленные общие цели и задачи образовательно-воспитательного процесса:
    Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
    Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.
    Совершенствование коммуникативных навыков.
    Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов.
    Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, контрастное напряжение и расслабление. Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.
    Воспитание чувства музыки и умения легко и красиво двигаться в соответствии с характером мелодии. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
    Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать.
    Развитие фантазии и творческого воображения.
    Формирование эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.
    Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключатся с активной деятельности на пассивную.
    Активизация детей на проявление чувств любви и уважения к «братьям меньшим» и к самим себе.
    Расширение представления детей об эмоциях и воспитание добрых чувств, умения сопереживать и принимать ответственность за свои действия.
    Развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, взаимодействовать с партнёрами и предметами.
    Активизация лучших черт ребёнка, чувствительности и восприимчивости к окружающему миру.


    Ваше мнение, вопрос, совет

    Песочная терапия.


    Учитель нач. школы Афанасьева Е.В.

    Принципы песочной терапии был предложен английским психотерапевтов Юнгом, методы игры в песок описаны М. Ловендеальд в 1939 году и названы " песочной игрой". Метод заключается в том, что, играя в песок ребенок может избавиться от психологических травм, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и проблемы, одновременно формируются ощущение контроля над собой, что способствует здоровой психике ребенка. Для игр в песок используется ящик 50*70*8, дно и бока которого окрашены в синий или голубой цвет. Ящик наполняется песком наполовину, песок может быть сухим или мокрым предварительно его можно промыть или прокалить. Изюминкой песочной терапии является коллекция миниатюрных игрушек (высотой не более 8 см), которые распределены в следующие группы:
    1) Люди
    4) Машины
    7) Естественные предметы
    2)Здания
    5) Растения
    8) символические предметы
    3) животные
    6) сооружения МОЯ СКАЗКА


    Ваше мнение, вопрос, совет
Библиотека заботливой мамы.

Как научить ребенка читать (с 3-х лет) - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком и необходимые пособия.
Стоимость 120 р.

Как научить ребенка рисовать - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком.
Стоимость 120 р.

Hosted by uCoz