Магазин.

Гармоничное развитие ребенка.

( Сайт для молодых мам - как вырастить творческого, свободного человека и для опытных родителей - поделитесь опытом)

  Как быстро заинтересовать (развлечь) ребенка
Рассылки Subscribe.Ru
Давай устроим праздник!
Как быстро заинтересовать (развлечь) ребенка.

Главная.

9 месяцев скрытой жизни.

Рождение ребенка.

Первый год жизни.

До трех лет.

Предшкольный возраст.

Начальная школа.

Налимоны+ТРИЗ.

Полезные ссылки.

Контакт

Предшкольный возраст 5-6 лет

Этот период я бы назвала переломным для ребенка, так как в 5-6 лет происходят важные перестройки в детской психике, которые можно описать как самодифференциация, самоактуализация и другие само...Ребенок отходит от авторитета и мнения взрослого , от копирования поведения и начинает вырабатывать свой взгляд, свою оценку, свое мироощущение и понимание. О трудностях и проблемах этого возраста здесь:

    Ребенок стал очень ранимым.

    С 5-6 лет и далее, постепенно входя в социальные связи ребенок начинает чутко реагировать на то, что о нем говорят. Естественная жизнь сменяется на натягивание на себя ролей, но примерка у него происходит «взаправду», то есть он все принимает на свой счет. Выражается это в том, что ребенок бурно реагирует на, казалось бы безобидные слова, даже на позитивные. Он начинает кричать - я не такой, начинает топать ногами, капризничать и т.д. Далее ребенок начинает строить свою жизнь таким образом, чтобы доказать всем окружающим, что он не такой и добивается этого любыми способами. Часто это способы действенны на взгляд ребенка, проверенны его предыдущим опытом - быстро, громко заплакать, надолго обидеться, уйти в себя, привлекая таким образом внимание к своей проблеме. Он не понимает неконструктивности такого поведения. В результате он может долго переживать, плохо спать по ночам, легко перевозбуждаться. Кроме того, затягивание такого поведения будет понижать его самооценку.
    Как помочь ребенку? Прежде всего надо объяснить ребенку безрезультатность такой реакции. Тебя обозвали. От того, что ты заплакал человек ничего не изменилось, тебе не стало лучше. Надо сделать что-то такое, чтобы тебе стало лучше. Давай разберемся - а что же произошло? Ты обиделся на слово дурак? Хорошо. Давай я назову тебя зайчиком. Ты будешь плакать? Нет, а почему? Потому что ты не зайчик. Это название вообще тебя не касается. Ну давай я назову тебя …., ну не знаю…..ну……крысенком. Ты будешь плакать. Конечно нет, ты же не крысенок. Ты понимаешь это? Тебя назвали дурак (или т.п.), но ты же не дурак. Ты много знаешь, много умеешь и вообще ты умный замечательный ребенок. Ребенок должен понять, что плохое слово - это мнение другого человека, к нему оно не относится. А почему другой человек так сказал? А почему ты обзываешь другого человека? Когда ты это делаешь? Лучший способ не запутаться и разобраться – это проиграть ситуацию, поместив ребенка сначала в роль обижаемого, потом обижающего. Хорошо также почитать и поиграть в сказки с превращением в других героев, хороших в плохих, плохих в хороших.
    Ваше мнение, вопрос, совет

    Капризы дошкольника.

    Капризы до трех лет и после трех лет различаются. До трех ребенок требует внимания, его требования законны. После трех лет ребенок умело осознанно манипулирует родителями при помощью капризов. Маленький ребенок не может сообщить, что он хочет, почему ему плохо. Свое плохое сотояние он может выразить только переходя на хныканье и крик, которые подсознательно матерью воспринимается как призыв на помощь. Такая конструкция постепенно закрепляется в понимание – если вести себя так, то получишь требуемый результат. Мне кажется это происходит примерно в два года (в зависимости от развития ребенка).
    После трех – эта схема точно используется ребенком для манипулирования. Дуться – также демонстративный уход в себя. Привлечение внимания, воздействие на родителей. К этой же категории манипулирования относится плаксивость. Дети притворяются маленькими, ведут себя как маленькие – топают ногами, дерутся.
    Выход из этой ситуации: во-первых не допустить такого поведения с детства. Вы почувствуете и увидете этот переломный момент. Вот. Тут надо проявить выдержку и направлять капризы на логический разговор, просьбы. Если такое поведение уже закрепилось, нужно дождаться, когда каприз пройдет и в нормальном состоянии провести личную беседу. Цель беседы – помочь ребенку сформулировать и представить свою роблему (этому хорошо обучает Гипенрейтер – активное слушание, см. ссылку на сайте «библиотека заботливой мамы», затем нужно вместе с ребенком найти логическое решение, которое ребенок принимает сам и оно его устраивает. Например, с утра дочь капризничает, хочет одеть летнее платье (на дворе зима). Беседа – почему ты хочешь одетьэто платье? Оно красивое. Почему оно красивое? Потому что оно кружится. Ты хочешь одеть платье которое кружится? Да. На улице холодно, ты замерзнешь в этом платье, а теплого платья, с широкой юбочкой у нас нет. Давай я куплю (сошью) тебе такю юбочку, а сейчас мы оденем брюки, чтобы ты не замерзла. В примере есть компромиссное решение. Родитель не просто не разрешает надеть ребенку то, что ему хочется, но дает выход, устраивающий обе стороны.
    Самый действенный метод – проиграть эту ситуацию. Цель игры, чтобы ребенок побыл в той же ситуации не в отрицательной роли а в положительной, чтобы он почувствовал себя положительным героем. Если ребенок сам найдет новое позитивное решение будет достигнута другая цель игры – дать понять ребенку, что он сам способен управлять своим состоянием. В игре он может попробовать и научиться убирать из себя свою злость, может научиться пересиливать себя. Это уже шаг к самоконтролю. Очень трудный шаг, который требует поддержки со стороны родителей.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Учить или не учить (в частности чтению).

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Подготовка к школе

    Представьте себе, что вы садовники и вам захотелось вырастить красивый сад, отличный урожай, о чем вы позаботитесь, прежде всего? Конечно, о почве. Подготовка к школе – это база, основа, почва, в которую попадут семена учебы. От того, насколько «плодородной» она окажется, и будет зависеть успешное развитие и обучение ребенка в школе. С чего же и когда надо готовить почву? С момента зачатья необходимо осознавать какую нагрузку мы на себя берем и что значит приход в нашу жизнь ребенка. Будущим родителям необходимо определенные знания в области развития ребенка. Есть два пути – это книги и курсы для родителей. Две вещи могут подарить ребенку родители – это корни и крылья. Корни – это семейные отношения, благополучная семья, психическое и физическое здоровье. Крылья – это развитие творческого потенциала. В семье, где царит взаимопонимание и счастье всегда на первом месте или Вера или моральный кодекс, на втором супруг (супруга), на третьем дети.
    Первое условие успешного обучения – это отношение в семье. Чем крепче и здоровее доброжелательное и уважительное отношение в семье, тем проще и легче педагогу и родителю найти взаимопонимание с детьми. Второе – это безусловное, безоговорочная любовь и уважение к детям, принятие ребенка и доверие ему, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, а не задавался немым вопросом «Вы меня любите?». Необходимо уметь эту любовь показывать. Как? Через активное слушание, контакт глаза в глаза, физический контакт и пристальное внимание, любящий нежный взгляд в любой ситуации. Третье – психическое и физическое здоровье ребенка. Понятно, что больной ребенок будет заниматься хуже и будет испытывать большие трудности. Родитель должен это понимать и помочь. Если причина плохой успеваемости – в нездоровье, понятно, что в первую очередь надо обратиться к врачу и принять меры по оздоровлению – режим, активный отдых, посильная физическая нагрузка, витамины и т. д. Четвертое – это особенности нервной системы, лево или правополушарное доминирование полушарий мозга, природные задатки и способности.
    В связи с различием людей по темпераменту (сангвиники, меланхолики, холерики и флегматики) зависит успешное обучение. Лучше всех занимаются сангвиники, хуже холерики и меланхолики, совсем плохо флегматики. Эти особенности необходимо учитывать, видеть их в своем ребенке. Обучение в школе подходит больше для левополушарных (как правило, праворуких) детей. Леворукие дети – фактор риска.
    Развитие и здоровье ребенка закладывается в три этапа преднатального периода (зачатие, внутриутробное развитие, момент родов). Если в этот период были нарушения – отставание в школе – это неизбежность. Таким детям нужна своевременная дополнительная коррекция, строго в индивидуальном порядке. И наоборот, благоприятная беременность и роды – залог хорошего здоровья, характера и обучения ребенка. В первые 5-6 лет жизни ребенка закладывается эмоциональное отношение ребенка к жизни и людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию. Взрослым, которые находятся в это время рядом, принадлежит исключительная роль в обучении ребенка. Самые лучшие учителя для ребенка – это его родители, также как и грудное молоко матери является лучшим для ее ребенка. Именно от родителей ребенок получает в возрасте от 0 до 6 лет 90% навыков, знаний, и умений, в то время как от других взрослых 10 % и менее.
    Что необходимо знать и помнить родителям:
    1. Осознавать, что ваши дети – это не Ваше часть и собственность. Это отдельные, самостоятельные личности. Не нужно возлагать на них свои амбиции и переносить свои способности в детстве.
    2. Чтобы вырасти личностью, ребенку необходимо чувствовать вашу любовь и уважение. Причем в большей степени левополушарным важнее любовь, а правополушарным –уважение. Это должны учитывать воспитатели детских садов.
    3. Необходимо протестировать детей и учитывать, что требовать конкретных результатов можно от левополушарных, а правополушарные дети только накапливают знания, а их отдача последует после пубертатного периода (8-9 класс).
    4. Лучшая борьба со школьными трудностями – их профилактика. На каждом этапе роста должно быть своевременное развитие соответствующими методами. Если на каком либо из этапов в ребенка не заложены те или иные понятия и навыки, на следующих этапах начнутся проблемы в обучении. Запущенные пробелы в развитии не поддаются коррекции в обычном школьном процессе, потребуется помощь высококвалифицированных специалистов.
    5 Развитие должно происходить через осознание своей деятельности (для дошкольников вербальное проговаривание, рефлексия, для малышей – проговариваение взрослыми всего что делает, видит малыш).
    6. Успешное обучение во многом зависит от отношения родителя к деятельности ребенка, жить и учиться нужно вместе с ребенком, а не быть сторонним наблюдателем, карательным или контролирующим органом, надо интересоваться обучением ребенка, как собственной работой, т.е. «держать руку на пульсе интересов своего ребенка»
    7. Неправильный подход к обучению и развитию ребенка как родителей, так и учителей – может привести к негативным последствиям (вплоть до нарушений нейродинамических процессов мозга), иногда необратимым, исправить которые под силу только крупным специалистом детской психики.
    8. Необходимо правильно выбрать школу (методику обучения, программы) и педагога для своего ребенка по эмоциональному и психофизиологическому типу (правополушарный/ левополушарный, строгий/ мягкий, тип темперамента). Последнее – это субъективный, но весьма важный фактор, поскольку успешное обучение, особенно в начальной школе проходит на положительном эмоциональном фоне. В любом случае нужно выбирать педагога, который обращает внимание на развитие ребенка, работает по развивающим программам. Это справедливо и для детских садов.
    9. Нужно определиться и выбрать как будет происходить дошкольное развитие ребенка – только с вами, в детском саду (каком?), «школы» для малышей, курсов подготовки к школе. От этого зависит степень вашего участия и ответственности.
    10. Необходимо во время позаботиться о физическом развитии вашего ребенка, поскольку обнаружено, что во многом мыслительные способности связаны с физическими нагрузками.
    11. Логопедические нарушения – обязательно устранять до школы.
    12. Важно эстетическое развитие - искусство, рисование, народно-прикладное творчество. Музыка и танцы (все, что развивает чувство ритма) – помимо эстетического воспитания влияют на мышление, речь, письмо.
    Выделим и рассмотрим периода дошкольного и младшего школьного возраста.
    Первый период – от 0 до 2/3 лет (спонтанное развитие)
    Второй период - от 2 до 3/4 лет (переход на спонтанно-реактивное развитие)
    Третий – от 3 до 5 ( спонтанно-реактивное)
    Четвертый – от 5 до 6/7 (реактивно-спонтанное)
    Пятый – 6 лет, первый год обучения в школе – обучение грамоте ( реактивный период, нет времени и возможности на коррекцию)
    Шестой – начальная школа (реактивный период)
    Занятия с ребенком в эти периоды достигают максимального эффекта, только если применяемые методы строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями. Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психические реакции ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание память, мышление, речевую и двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. выбираемые задания должны быть на пределе возможностей ребенка, но они должны быть выполнимы для него.
    От 0 до 2 лет – для детей этого возраста смысловым центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность, поэтому наиболее эффективными будут индивидуальные занятия с родителями. Развивающие игры для детей до трех лет должны ограничиваться наглядно-действенным планом – взрослый начинает, ребенок доделывает, если нет, достаточно смотреть на действия взрослого. При кажущейся простоте игр нельзя от них отказываться. Основные игры – кубики, пирамиды, мозайка, счетные палочки (спички), магнитные пластмассовые буквы и цифры, разрезные картинки (из 2 частей) , рамки и вкладыши Монтессори (вся методика), альбомы, в которых взрослый зарисовывает впечатления ребенка, его первые слова и звуки, рисование, лепка из теста, глины, хуже пластилин, игры с водой, песком и другими природными материалами, игры с пальчиками. Должны быть задействованы все органы чувств, развиваться все заложенные рефлексы. В играх на данном этапе формируется понятие формы, цвета, геометр. фигур, соотношение размеров, координация движений, тонкой моторики, речь, разбиение по формам, цвету, размерам, знакомство со знаковой системой, начальные элементы классификации. В играх должно присутствовать обязательное вербальное проговаривание действий. Таким образом, развивается речь, повышается словарный запас. При отсутствии этих игр и данного развития происходит реверс – угасание заложенных способностей, процесс, как правило, необратимый. Учитель в школе с таким ребенком будет бессилен дать ему качественное образование.
    Все приведенные выше игры справедливы для последующих этапов, с постепенным усложнением заданий и меньшей роли взрослого.
    Как заинтересовать ребенка такого возраста?
    Левополушарные – приставалы, они берут и теребят родителей сами. Особое внимание требуется правополушарным детям – они более замкнуты, стеснительны, им нужно меньше общения, их развитие в результате можно пропустить. Таких детей нужно погрузить в игровую обстановку. Заинтересовать можно куклами – кукла говорит, учится, общается с ребенком. От куклы ребенок выполняет задание. Обучать таких детей необходимо на эмоциональном плане, использовать фантазию и воображение, постоянно удивляя и поражая воображение ребенка. Используйте материал народного творчества – прибаутки, пестушки, поговорки, потешки, песенки.
    Период от 2, до 3 - появляется речь. Если ребенок начинает посещать дет. сад в этот период, то уменьшается время индивидуальных занятий с родителями и неизвестно, получит ли он развитие в детском саду. Это зависит только от воспитателя, так как развитие – косвенная задача детского сада, особенно в возрасте, когда ребенок плохо себя обслуживает и большинство времени воспитателя тратится на режимные моменты, а не развитие. Может произойти угасание развитых способностей и ребенок будет не готов к следующему этапу. Вообще, для каждого периода характерно, что недополучение соответствующего возрасту развития будет тормозить ребенка на следующих этапах.
    На последующих этапах игры должны быть дополнены сюжетно-ролевыми играми, играми на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, логического внимания. В дополнение используются игры – найди такое же, найди ошибки в картинках, запомни узор, запомни звук и др.
    От 3 до 5 лет очень важно обеспечить ребенка впечатлениями – музеи, театры, экскурсии, сады, парки , дальние поездки, даже магазины. Обязательно чтение с обсуждением прочитанного (рефлексия). Используются игры со звуками, придумывание своих сказок, стихов и т.д., выразительное заучивание стихов, домашний театр, занятия музыкой, ритмикой, танцами. Необходимо давать задания на концентрацию внимания, классификацию, сравнение, произвольное внимание. Это могут быть как игры с буквами и звуками, так и с абстрактными понятиями. Игры в ассоциации. Объяснение пословиц, загадок, заучивание считалок и скороговорок. Вводятся игры с правилами, которые учат действовать по образцу, слушать и выполнять указания, держать в памяти последовательность.
    Научить действовать по образцу можно кого угодно, Воспитать думающего, тонко чувствующего человека – сложный, длительный, многофакторный, строго индивидуальный процесс. Успехов Вам! Ваше мнение, вопрос, совет

    Ребенок стал обзываться, грубить

    В 4-5 лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) ребенок начинает использовать в своей речи «плохие» слова, ругательства, причем использует, заведомо зная, что это не поощряется взрослыми, что это плохо и вызовет негативную оценку. Часто можно видеть, что дети экспериментируют со словами, пытаясь найти более обидное или смешное слово или используют обычное слово, вкладывая свой «плохой» или смешной на их взгляд подтекст.
    Причина такого поведения на наш взгляд в самоутверждении, когда это просто игра и в чувстве мести за прошлые обиды, когда это происходит как реакция на напряженную ситуацию. Обычная реакция родителей – сразу сделать замечание, запретить, а в худшем случае и наказать. Мы пишем в худшем случае, потому, что действия родителей в этом случае ни только не приведут к нужному результату, но наоборот закрепят такое поведения и будут питать будущие обиды. Окриком, наказанием можно достичь видимого результата здесь и сейчас, но прекращая делать это при родителях, ребенок все равно будет использовать плохие слова, когда его не видят еще с большим интересом и азартом.
    Цель родителя и воспитателя в данном случае - изменить отношение ребенка к употреблению таких слов. Этого можно достичь только изменив причину, по которой дети употребляют ругательные и запрещенные слова. Наказание не изменяет причину, а загоняет внутрь обиду. Надо понимать, что детям интересно экспериментировать с такими словами, как со всем вокруг, что они видят и слышат. Они должны все проиграть, чтобы выработать какое-либо поведение. Оставаться безучастным в такой ситуации родителю тоже нельзя. Негативное поведение нужно пресечь, причем важно не только пресечь, но и выразить свое несогласие, неприятие такого поведения. Лучше всего пресечь без слов. Закрыть рот рукой, покачать головой, погрозить пальцем, прижать к себе. Потом, когда ребенок успокоится, пройдет обида, он выйдет из состояния игры можно побеседовать.
    Проблема употребления ругательств в дошкольном возрасте – это целенаправленность использования ругательных слов. Дети начинают обзываться, это сопряжено с желанием обидеть, задеть, сделать больно, у мальчиков (да и девочек) далее возникает желание ударить.
    С какой стороны подойти к решению этой проблемы? Смысл и цель воспитания – дать ребенку понимание, что жизнь направлена на созидание, а не на разрушение. И если нет созидания, значит есть разрушение и плохо всем. Важно научить ребенка направлять свои действия на созидательность. В беседе с ребенком нужно попытаться объяснить, что в таком самоутверждении (с использованием ругательных слов) нет полезной деятельности, но есть разрушение, так как плохо становится и ему и другим. Обычно ребенок понимает, что поступает плохо, но как и взрослому ему трудно признать себя виноватым, постарайтесь так построить разговор, чтобы его плохое поведение выглядело как ошибка, которую он может исправить, а не как вина, груз которой ему теперь нести. Следует быть готовым к тому, что ребенок снова и снова будет проверять, действительно ли это плохо и смотреть вашу реакцию. Сразу такое поведение не исправляется.
    Бесполезен аргумент родителя – ты так не делай, потому что я не делаю. К этому возрасту для ребенка родитель перестает быть однозначным безусловным авторитетом. Наоборот, все подвергается сомнению, сравнивается, примеряется на себя. Более полезно ненавязчивое воспитание через положительные примеры в книгах, фильмах, нравственных сказках. Можно поиграть в игры, где чувства и ощущения переносятся на животных. В нашем опыте очень эффективной была следующая игра. Ведущий читает текст, дети играют. «Выпал первый снег, во двор вышел маленький рыжий щенок и стал играть со снежинками… (дети в это время изображают щенка) Но вот выбежали на улицу дети (…теперь дети изображают детей, а а на центр ставится игрушка-собачка) Им тоже было весело и они стали бросать в щенка снежки.» Тут происходит самое важное, никто ни один ребенок не сделал попытку бросить в щенка снежок, сделать ему больше. Полезно спросить ребенка почему он этого не захотел сделать. Понятно, что побывав только что щенком, они полюбили его и бросать в него, все равно что в себя. Более того дети в принципе не хотят делать больно. Они в принципе не хотят кидать в щенка, почему же они хотят кидать в человека? У них накопилось внутри обида. Обида вызывает внутреннее желание отомстить. Именно с этим желанием и надо работать – надо объяснять, что месть не принесет результата созидания, только еще большее разрушение. А что приносит созидание? Ну, конечно – простить, полюбить, пожалеть.
    Теме плохих и хороших слов я посвятила сказку Ваше мнение, вопрос, совет

    Интерес к анальной, половой сферам, фекалиям.

    Ребенок стал очень подвижным.

    Часто мамы обращались к нам с такой проблемой. С какого-то момента у ребенка происходит взрыв физической энергии, он становится чрезмерно подвижным. Это выражается в том что ребенок начинает лезть на шкаф, кататься на дверях, скакать по кроватям и диванам. Мама от такой активности быстро устает, если есть маленькие дети, они тоже заводятся и все заканчивается пере возбуждением и капризами. Что же делать? В чем проблема? Дело в том, что после освоения горизонтального пространства, в определенный момент ребенок переходит к освоению вертикального. Его активность при этом резко увеличивается – это нормальный, естественный процесс. Он удовлетворяет свою естественную потребность в физическом развитии, изучает возможности своего тела. Выражается это в желании играть в подвижные игры. Если раньше ему хватало пола, стола кровати, то теперь ему нужно вертикальное, и вообще все пространство. На улице это будет выражаться в желании лазить по деревьям, вообще куда-нибудь лазить. Для девочек эта проблема встает менее остро. Девочка можно обойтись квартирой. Для мальчиков же важно освоить трехмерно пространство. Кроме того в этот период идет активнейшее развитие мозга. Ребенок получает и усваивает огромное количество информации. Ему действительно необходима разрядка, так сказать «выбросить пар».

    Как помочь детям? Лучшее средство дома – это спортивный комплекс. Но лучшее средство особенно для мальчиков - больше гулять на улице. В любом случае если Вы хотите ограничить от его воздействия какое-то пространство дома (например гостиную комнату), нужно выделить место ребенку где он сможет активно скакать, прыгать, выбросить энергию и удовлетворить свою потребность в физической активности. Причем с детьми нужно именно договориться, а не запретить или приказать. С детьми можно договориться, они легко идут на договор, если логически и аргументировано определить для ребенка свою позицию. Мы говорим не о компромиссе, когда все уступают и в чем то ущемляют себя, а о договоре, когда интересы всех сторон удовлетворены. Этот метод хорош для разрешения любых противоречий между Вашими интересами и желаниями ребенка. Для активных детей можно так же посоветовать небольшой батут. Он займет 1 квадратный метр, но спасет ваш диван и кресло.

    Что же делать если на улице дождь, квартира маленькая и ребенок прыгает и носится по комнатам? Увы, ничего, придется немного потерпеть. Нельзя запретить его природную потребность. Можно только ограничить его по времени. «Давай через 15 минут ты поиграешь в настольную игру» или «давай попьем чай». Дайте возможность ребенку сбросить свой заряд и переключите на более спокойное занятие.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Карманные деньги – давать или не давать

    Когда отдавать на занятия в музыкальную, художественную, спортивную школу.

    Как любить ребенка, не смотря на …

    Драчливость.

    Детские заговоры и злословие.

    С 5-6 лет в группе более трех человек типична ситуация, когда дети по какому либо признаку объединяются в группу против одного ребенка, не хотят с ним играть, всячески отторгают, иногда обзывают и обижают, либо образуются две противоборствующие группы. Ребенок изгой переживает психологическую травму, не хочет посещать детское учреждение, замыкается. Некоторые дети способны создать свою группу и перевести вес внимания на свою сторону, но противостоять группе одному тяжело и чаще всего такой ребенок так и остается в ранге отвергнутых до тех пор пока роли не изменятся.

    Почему так происходит? Такая картина наблюдается во всех возрастных группах начальной школы и предшкольного возраста. Детьми отрабатываются социальные связи и ранги. Одной из причин такого поведения мы считаем стремление ребенка самоутвердиться, повысить свою самооценку. Ребенок хочет быть "круче" других. Работать над собой они еще не умеют, поэтому выбирают самый легкий способ самоутверждения - унижение другого. С этой проблемой также бесполезно бороться наказанием. Здесь задача педагога, воспитателя, родителя - научить детей сотрудничать, работать в команде, показать, что вместе можно добиться большего. При этом надо постоянно повышать самооценку ребенка. Вопрос детской самооценки - один из важнейших, читайте подробнее в отдельной статье. К сожалению, мы, родители и воспитатели, в силу послереволюционных традиций сами закладываем стремление к самоутверждению постоянными сравнениями, соревнованиями, конкурсами, когда выявляется лучший. Это в корне неправильно. Так как нет лучших, все люди уникальны. Если кто-то хорошо рисует, другой может лучше рисовать, но в конкурсе по рисованию, второй ребенок окажется не лучшим и так уж устроена наша психика - "поражение" по рисованию автоматически переносится на свою личность. Никто ведь не объясняет детям после конкурса, что они молодцы в другом. И даже объяснения не спасут от ощущения неудачи.

    Какой выход? Каждый ребенок должен побывать в состоянии успеха, первенства, побыть лучшим в чем-нибудь. Далее задача взрослого показать в чем достояние успеха. Слава - это мнимый успех. Ребенок должен понять, что от названия - лучший он ничего не приобретает. Приобретает он тогда, когда полученные знания или навыки реализует в законченной работе. Когда есть итог, результат его деятельности. Удовлетворение ребенок должен научиться получать не от тщеславия а от результата.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Воровство.

    Детское творчество.

    Мальчики и девочки - два разных мира.

    1.Нейропедагогика – наука о комплексном изучении ребенка, как биологического существа, индивида, личности, формирующейся в определенном обществе, т.е. подчиняющимся законам развития психики вообще и в конкретных условиях, и как индивидуальность со своими привычками, вкусами, характером. Знания именно о всех сторонах ребенка укажет нам, взрослым, как помочь ребенку найти свое место в жизни. Нейрогенетические и нейробиологические процессы мозга развиваются строго в соответствии с биологической программой индивида. Ничто не может их ускорить, но многое способно замедлить. В любом случае психическое развитие – это развитие мозга и всех его многочисленных функций. Знания о различиях в строении и функционировании мозга мальчиков и девочек, правополушарных и левополушарных детей, применение этих данных в обучении и воспитании - новый шаг и этап в педагогике.

    2.Старый взгляд на творчество и талант, как на данное свыше в настоящее время оспаривается данными, что талант и гениальность присущи любому ребенку и только от свободы выражения и развития в детстве, главным образом в семье зависит будет человек творческой личностью или способным действовать по только по правилам и схемам.

    3. Мозг мальчиков и девочек устроен различно и по-разному функционирует. Другими словами - мальчики и девочки – два разных психологических мира. Об этом нельзя забывать, выбирая игры, игрушки, одежду, цветовую гамму и пр.

    Обучение и воспитание в школе и дет. саду ориентировано на девочек. Для женского мировосприятия больше важны отношения между людьми, они более склонны усовершенствовать что-либо, чем создавать новое, девочкам лучше удаются речевые задания, они длительнее удерживают эмоциональное состояние, чаще опираются на свои зрительные ощущения, девочки мене агрессивны, у них выше самооценка. Мальчики же (в последствии мужчины) больше воспринимают информацию, ищут новое, создают новое, у них лучше развито видео пространственное мышление, эмоции проявляются ярко но кратковременно, чаще опираются на свои телесные ощущения. Эти и другие отличия необходимо учитывать в оценке поведения и интеллектуальных возможностях мальчиков и девочек. Таким образом, женщины в полной мере не способны воспитать мужчину, уже просто потому, что их мозг по-другому устроен.

    На вышеуказанные различия накладываются разница функциональных процессах у лево и правополушарных детей. Окончательно левшество или правшество формируется к 4 годам, до этого момента предпочтение руки может быть неустойчивым. Нельзя приучивать к правой руке, хотя мир и устроен под правшей. Необходимо дать ребенку время доразвиться и самому выбрать руку. Запрет связан с тем, что предпочтение правой или левой руки – только вершина айсберга. Вся физиология и функционирование мозга у правшей и левшей подчинены разным половинам мозга, а поскольку некоторые центры находятся только в одном из двух полушарий у левшей и правшей функциональные связи устроены по-разному. Нарушение этих связей приведет к торможению и затруднению развития. Соответственно и одни психические проявления будут лучше развиты у правшей, другие у левшей. Вся система образования построена и рассчитана на правшей, для левшей она разрушительна и не позитивна. Но, даже учитывая пол и «полушарность» ребенка нельзя забывать, что восприятие учителя тоже зависит от его собственной физиологии мозга. Так праворукий учитель может не вполне адекватно оценивать возможности и способности ученика левши.

    Условно можно выделить 4 типа мозга:есть я в общем
    1. Левополушарные - праворукие с ведущим правым глазом и ухом
    2. Правополушарные – праворукие с ведущим левым глазом и ухом
    3. Смешанный тип – Праворукие с несовпадающим ведущим глазом и ухом (например пр.глаз – лев.ухо)
    4. Левши – яркие правополушарники с особым характером функциональной асимметрии. Малочисленная группа. Грубо говоря выделяют два типа – Правополушарные и Левополушарные. Для правополушарных характерно – более эмоциональное восприятие, образное интуитивное мышление, видение явления в целом без выстраивания логической цепочки и анализа деталей, «художники». Для Левополушарных – рациональный тип мышления, аналитический склад ума, склонность к словесному оформлению своих мыслей, рассудительность, слабая эмоциональная отзывчивость, «мыслители». Это крайние варианты, между которыми очень много промежуточных типов. Игнорирование этих особенностей в школе при обучении может непоправимо навредить ребенку. А к сожалению, все учатся по единой программе, одними методами. При возможности гибкого варьирования методик, коррекции их в соответствии с индивидуальными, возрастными и половыми особенностями развития психических функций трудностей обучения для многих детей можно избежать, а оптимизация процесса обучения для конкретного ребенка позволит многим детям полно раскрыть свой потенциал и добиться высоких результатов.

    5. Адаптация к школе – процесс перестройки системы ценностей, дисциплинарных рамок, режима, отношения со взрослыми и пр. Ребенку предлагают за один день перестроить себя полностью. Это невозможно. Одни дети быстро привыкают, другие дольше. Мальчики адаптируются хуже. Это надо учитывать, выдвигая перед ребенком новые требования. В зависимости от типа мозга успехи школьников будут различаться и зависеть от программы. Так девочкам легче перестроить работу мозга под возрастающую нагрузку в школе на правое полушарие, правополушарницы (леворукие) и смешанного типа будут обучаться хуже. Для них хороша программа Занкова. Мальчикам гораздо труднее перестроить мозг под школьные нагрузки, в связи с этим отличников среди мальчиков меньше. Хотя «троечник» в одной школе, может быть «отличником» в другой, если программа будет ему больше подходить.

    6. Важная часть образовательного процесса в начальной школе связана с речью. Это не случайно. Слова – важный элемент и фактор развития. И девочка и мальчик совершенно по-разному воспринимают слова, содержащие положительную и отрицательную эмоциональную окраску. Речевые ассоциации -простой способ узнать, что происходит в душе ребенка. При названии слов задействуется одно из полушарий. У правополушарников – стратегия речи связана с потоком существительных и прилагательных, у левополушарных – с глаголами (эта стратегия более х-на мальчикам). Удивителен факт, что у многих детей при произношении положительных слов задействуется одно полушарие, но при переходе на негативные слова, полушарие меняется. Девочки более склонны выделять позитивное в окружающем мире, мальчикам надо дать позитивную окраску дополнительно.

    7. В связи с вышесказанным очень важно эстетическое и этическое воспитание. Музей, эстетические центры, худ. и муз. школы, искусство, культурология – все это способы повысить позитивное видение целостности мира, способ поддерживать положительную эмоциональную окраску мироощущения ребенка, что дает возможность ребенку раскрывать свой потенциал во всем. Мир вокруг ребенка, чтобы развивалась его речь и мозг, должен быть наполнен позитивными эмоциями, впечатлениями, вызывать восторг и восхищение. Нельзя забывать, что воспитать тонко чувствующего человека еще труднее, чем просто умного.

    8. Для того чтобы оценка была действительной педагог должен понимать роль этических, эстетических и эмоциональных эмоций в регуляции поведения ребенка. Для учителя и родителя важно оценить память ребенка, его интеллектуальные успехи, но для ребенка важнее его отношение к знаниям и успеху. Установлено! что для ребенка очень важно - имеет ли оценка личностный смысл.

    Ключиком, запускающим эти механизмы, являются эмоции. Ребенок прежде всего живет в мире эмоций!!! Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга, практически независимо от того, что в их деятельности оценивается. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается, для девочек – кто их оценивает. Оценка эмоционально не важных для ребенка компонентов незначительна для него, а мальчики ее просто не слышат. Отключение – защита мозга от вредных для него воздействий. Но дети, привыкшие к жизни «в отключке» подвергаются во взрослой жизни большим перегрузкам по отрицательным эмоциям.

    9. Разными видят детей разные по типу взрослые. Кроме того, взрослые по-разному оценивают детей дошкольников и школьников. Учителя правополушарники в личностном плане хуже всех оценивают и мальчиков и девочек своего типа, но эта оценка не сказывается на школьных отметках мальчиков. Лучше всех они оценивают смешанные типы. Причем мальчикам ставя отметки выше. Для учителей смешанного типа оценка личности ребенка больше зависит от пола, чем от типа асимметрии мозга хммм


    Воспитатели лучше (положительнее) оценивают «свой» тип детей, а учителя – часто, наоборот. В принципе и для учителей и для воспитателей нет большой разницы в оценке девочек (за исключением девочек смешанного типа). А вот относительно мальчиков и учителя и воспитатели имеют очень разную оценку в зависимости от типа ребенка и собственного типа асимметрии.

    Заключение. Мы осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не таких как мы есть, а таких, какими мы хотим себя видеть. человеку свойственно оказывать на другого человека влияние и давление с тем, чтобы превратить его в нечто доступное нашему восприятию. Результатом такого давления на ребенка является подавление и искажение личности, но никак не совершенствование. Если планка поднята слишком высоко, а давление сильно, ребенку ничего не остается как уйти от такого влияния, мы будем это называть ленью, глупостью и т.п. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят мир, а главное по-разному осмысливают все, что с ними происходит. Узнайте своего ребенка, возможно, то, за что Вы его ругаете – его суть, а тогда это не только бесполезно, но и безнравственно Ваше мнение, вопрос, совет

Библиотека заботливой мамы.

Как научить ребенка читать (с 3-х лет) - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком и необходимые пособия.
Стоимость 120 р.

Как научить ребенка рисовать - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком.
Стоимость 120 р.

Hosted by uCoz