Магазин.

Гармоничное развитие ребенка.

( Сайт для молодых мам - как вырастить творческого, свободного человека и для опытных родителей - поделитесь опытом)

 
Рассылки Subscribe.Ru
Давай устроим праздник!
как быстро занять ребенка

Главная.

9 месяцев скрытой жизни.

Рождение ребенка.

Первый год жизни.

До трех лет.

Предшкольный возраст.

Начальная школа.

Педагогам.

Налимоны+ТРИЗ.

Полезные ссылки.

Контакт

Возможности и проблемы первого года.

Первый год - важнейший в жизни ребенка. Это основа, база всей последующей жизни. Именно в первый год закладывается базовое доверие или недоверие к миру. От этого зависит будет ли Ваш ребенок неунывающим оптимистом, жизнелюбом или пессимистом, борцом или пассивным наблюдателем собственной жизни. И многое другое о первом годе здесь:

    Постоянный плач младенца.

    Плач для ребенка – это единственная возможность сообщить маме, что ему что-то мешает. Если у младенца все в порядке, он или спит или спокойно лежит, с интересом осматриваясь вокруг. Что же может сообщить младенчик своим криком? Первое его требование – чистое белье и питание. Ребенок хочет пить – тоже причина для плача. Бытует два мнения: одни считают, что молоко для ребенка это еда и ему нужно давать питье, другие - что в молоке достаточно воды. Я придерживаюсь мнения, что воду непременно нужно давать, если ребенок на искусственном вскармливании и не обязательно, если вы кормите грудью. Часто, особенно ночью, бывает такая ситуация – ребенок кричит, берет грудь и бросает с криком, закрывает глаза и снова хнычет, хотя он сухой и вы его качаете на руках. Видно, что ему хочется спать и не успокоиться. Скорей всего, его мучает боль в животике. Мышцы живота у новорожденных слабые, кишечник очень чувствителен, особенно к искусственному питанию, к диете мамы у грудничков. До трех месяцев кишечные колики беспокоят практически всех младенцев. Советуют положить ребенка на живот, положить на животик нагретую пеленку (я совмещала оба способа – качала малыша, положив животиком на коленку или на руку). Однако самым действенным в моем опыте оказался массаж животика. Укладывать спать младенца, когда его беспокоят кишечные колики бесполезно, если только он не уснет оттого, что устал плакать. Поэтому, если массаж животика не помог, следует воспользоваться чем-то другим - гомеопатическим средством от газиков или, например, газоотводной трубочкой, которая продается в любой аптеке. Успех гарантирован, но часто ее использовать не рекомендуют, все-таки ребенок должен учиться справляться самому. Итак, младенец сытый, сухой, попил, живот не болит и все равно ему не спится. Возможно, ему не хватает просто вашего внимания, ощущения близости к маме, защищенности и тепла. Чем раньше Вы напитаете его этим чувством, тем быстрее он будет самостоятельным и самодостаточным человечком. очень важно на первом году жизни заложить его доверие, в первую очередь к вам (это залог вашего будущего взаимопонимания со своим ребенком или отсутствия такового), уже во вторую – к миру и к жизни.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Режим

    Люди все разные, с неповторимым характером, физиологией, биологией и пр. А Ваш ребенок – особенный! У него свои биологические часы внутри, он не знает про исследования Педиатрического института, когда ему есть или спать, зато природа позаботилась, чтобы он спал, если переутомлен, просил есть, когда голоден, исследовал мир, если его ничто не беспокоит. Уверяю Вас, как биолог, удивительно, насколько природой выработаны идеальные механизмы роста и развития ребенка. Так и хочется кричать – ау, не мешайте ему расти! Понаблюдайте за своим младенцем и вы очень скоро убедитесь, что он живет по режиму, но у него есть свой, оптимальный для него режим, который лучше не нарушать. Остается только вклинить в этот режим прогулку, чтобы она попадала на дневной сон, купание, так чтобы оно не нарушало его естественные нужды (одних детей вода убаюкивает и они лучше спят, других наоборот тонизирует, соответственно и купать лучше первых до сна, а вторых – после) и кормление. Часто у детей меняется день с ночью. Это очень тяжело для мамы. Можно попробовать постепенно сместить их бодрствование на день. У меня никогда не получалось. Я просто набиралась терпения, с изменениями светового дня, через некоторое время, режим сам восстанавливался. Есть мнение – дети, как и все люди, бывают совами и жаворонками. А что делать, если мама, например, сова, а ребенок жаворонок. Одна моя знакомая убеждена, что постепенно у них установится компромисс. Ребенок будет вставать попозже, а мама высыпаться быстрее. Хотелось бы отметить, что нарушение режима ребенка вместе с привычным для него окружением может негативно отразиться на его настроении и возбуждении. Поездки, гости, шумные праздники – для малыша не только новая обстановка, впечатление и что-то интересное, но и нагрузка на психику. Он же будет стараться все запомнить, усвоить. Держитесь мудрого старого изречения – «все в меру». Не стоит отказываться от общения, поездок и всего, что составляло ранее вашу жизнь, но делайте скидку на возможности малыша и постарайтесь максимально создать ему отдых, если вы чувствуете, что он психологически устал.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Все в рот

    Даже молодые мамы и папы знают, что в период до года все, что попадает ребенку в ручки, он обязательно норовит попробовать на вкус. Почему же это так важно для него. Дело в том, что с рождения начинает формироваться наш мыслительный аппарат. Мыслим мы образами предметов. Чтобы образ сформировался, сначала человек должен получить информацию о данном предмете. Если Вы увидите апельсин или даже услышите это слово, то в вашей голове этот предмет сразу вызовет ряд ассоциаций – круглый, оранжевый, легкий, сладко-кислый. А кирпич, наоборот, холодный тяжелый, шероховатый. Но ребенок пока не знает ни что такое легкий, ни теплый, ни гладкий. Просто увиденный предмет никаких связей в его голове не вызовет. Все эти характеристики ему нужно сначала узнать, потом с помощью уже имеющихся понятий он сможет изучать предметы, наконец, сможет ими мысленно оперировать, но это уже на более поздних сроках. До года ребенок познает мир физически – какой он. Понаблюдайте за своим малышом – вот, он берет в руки новый предмет. Сначала идет перекладывание из руки в руку, ощупывание, исследуются края – так узнается форма. Потом ребенок может потрясти, наконец, обязательно «попробует на вкус». Возможно во рту у ребенка более чувствительные рецепторы, которые позволяют ему более детально исследовать поверхность. Теперь можно заново осмотреть игрушку, закрепляя полученный опыт. Когда ребенок возьмет эту игрушку следующий раз, ее зрительный образ уже будет вызывать в памяти другие характеристики, она будет ему знакома. Я проверяла этот механизм на своих детях неоднократно. Показала младшей дочери, что клоуна можно потрясти и он будет стучать по барабану, следующий раз наткнувшись на клоуна Юлька первым делом попыталась его потрясти, а потом уже «изучила» повторно. Этот багаж, первичные знания о предметах и их свойствах послужит базой для следующего этапа – способности находить, усваивать и использовать связи окружающего мира, т.е. логически мыслить. Чем больше знаний об окружающем пространстве получит ребенок уже в первые месяцы жизни, тем больше и легче ему будет приобретать навыки на втором году и т.д. Яркая пластмассовая или виниловая игрушка с закругленными краями, на мой взгляд, самая бесполезная в развивающем плане вещь. Я не видела, чтобы дети активно играли с этими игрушками. Часто они стоят на полке, услаждая взор взрослых, лишенных в детстве ярких игрушек. Деревянная игрушка гораздо информативнее. Бесценным развивающим пособием мне представляется еловая или сосновая шишка – у нее красивая, безукоризненно правильная форма, она колючая или шершавая, пахучая. Когда ее поворачиваешь, рисунок, который складывается из чешуек и пространства между ними, меняется. Я рекомендую собирать шишки и делать из них игрушки, поделки, вплоть до начальной школы. Из каких еще материалов могут быть развивающие игрушки? Я уже обратила ваше внимание на дерево. Деревянные игрушки дороже пластмассовых, но они «живые» для ребенка. «Информативной» для детей будет глина, ткань (особенно типа бархата, шерсти, флисса), фольга (давать только под присмотром), скорлупки грецких орехов или кокоса и пр. Прежде, чем что-то дать на изучение малышу покрутите эту вещь в руках сами и Вы сразу поймете о чем идет речь. Надеюсь, описанный принцип поможет подобрать такие игрушки, которые вашему малышу послужат и для развития и для игры.
    - Ой, ваш ребенок уронил конфету на землю, поднял и в рот.
    - Уже не страшно, он только что ел песок.
    Я не призываю Вас в целях развития поощрять ребенка брать в рот на улице все подряд, даже природные материалы, а техногенного происхождения тем более – это инфекционно опасно. Одна моя знакомая после каждой прогулки давала ребенку, любителю поесть песок слабый раствор марганцовки. И все таки, надо помнить без опробования на вкус развитие малыша будет не полным.

    Ваше мнение, вопрос, совет

    Готовится к публикации

    Сила улыбки


    Ваше мнение, вопрос, совет

    Развивающие занятия с ребенком до года.


    Заниматься с ребенком я начинаю с рождения. Живя в животике, малыш только слышал и осязал. Теперь все его 5 органов чувств работают, он получает информацию об окружающем мире и зрением и слухом и обонянием и осязанием, развивается мышечное чувство. У него есть несколько врожденных рефлексов, которые обеспечивают его выживаемость – хватательный, сосательный, глотательный, поисковый, шаговый, плавательный, ползательный, возможно специалисты укажут еще. Частично эти рефлексы угаснут к 3-4 месяцам, например шаговый или плавательный, однако если их поддерживать, то можно научить ребенка плавать с рождения, ему легче будет перейти к ползанию или ходьбе. Мамина задача в развитии грудного ребеночка дать пищу для всех его органов чувств, используя его природные задатки. Тут я бы посоветовала почаще ставить себя на место малыша. Вот, он проснулся и открыл глазки. Что он видит? Белый цвет обшивки коляски или мелкие цветочки пеленки на кроватке? Давайте повесим ярко розовый шарф или коллаж из нескольких разноцветных тканей, вырежем крупные разноцветные фигуры. Одна моя знакомая вешала репродукции известных картин, а другая показывала крупно нарисованные буквы и называла их (она использовала известную методику обучения чтения с рождения). Кстати ее девочка, действительно, еще не умея говорить, в годик правильно выбирала буквы на картинках по просьбе мамы и очень рано научилась в последствии читать.
    Если Вы заметили, что малыш уже может удерживать внимание и следит глазами за предметами, используйте его способность – привлеките внимание яркой игрушкой (мне очень нравится использовать серебристые или золотистые игрушки, иногда я брала просто фольгу) и поводите, давая возможность ребенку удерживать взгляд на движущемся предмете. Этот универсальный прием – развитие любого проявления или интереса ребенка - я предлагаю использовать и далее во всем вплоть до начальной школы. Вот Вы заметили, что ребенок ударил случайно погремушкой об игрушку. Прекрасно, ударим по другой, по барабану, возьмем вторую и постучим друг об друга. Смотрите, как много сразу игр он освоит и как много информации получит. От «постучать игрушками друг об друга» легко перейти к «поставить кубики друг на друга», а уж положить что-нибудь в коробочку, да еще если она прозрачная и потрясти – это вообще у нас излюбленная игра первого года жизни. К моменту ползания я советую встать вам на четвереньки пониже и осмотреть комнату. Вы увидите комнату глазами ребенка, и сразу станет ясно, куда повесить рисунок яркого грибка, куда киску, чтобы игровое пространство малыша стало информативным. Вот, ребенок обратил внимание на рисунок – назовите его, его элементы, как кто говорит, если это животное. Может быть, будет реакция, может нет. Это не значит, что информация прошла мимо. Помните – дети разные, одни экстраверты – они будут ярко проявлять свои впечатления и эмоции, это же более справедливо для девочек, а интроверты и мальчики склонны все держать в себе. Не попадитесь на их «удочку». Однажды такой ребенок выдаст такой фантастический рисунок или придумает такую сказку, что просто удивляешься, какой сложный и богатый мир у него внутри. Развивать нужно всегда, без оглядки на отдачу! Кроме того, развитие – процесс длительный и скачкообразный. В нем есть периоды накопления информации, освоения навыка, затем процесс обработки, суммирования и, только после этого, выдача результата, которая может произойти быстро или через несколько месяцев, и даже лет. Дождитесь.
    Теперь подумаем, что с рождения малыш слышит – звук работающего холодильника или шум проезжающих мимо машин? Давайте разнообразим его звуковую картину мира. Пусть он услышит красивую музыку, звон колокольчиков, если дома есть музыкальные инструменты – живую музыку. Фантазия и предметы вашего дома подскажут варианты этой игры. Я намеренно не указываю возраст и сроки когда что делать. Во-первых, все дети разные и все будут в свои сроки что-то выполнять, а что-то пока нет. Лучше мамы никто не определит, когда уже можно предложить ребенку более сложные игры. Большая ошибка ориентироваться на различные таблицы развития. Это чревато завышенными требованиями к ребенку, собственными комплексами и неудовлетворенностью, ложной тревожностью. Лучший показатель нормального развития ребенка – динамика и его жизнерадостный настрой.
    О роли и важности осязательного развития мы говорили ранее.
    Обоняние. Запахи – более важная составляющая в освоении окружающей среды для новорожденного младенца, пока зрение и слух притуплены. Особый запах родителей, запах молока будут на первых порах его главными ориентирами. Однако и позже различные запахи в соединении с другими качествами предметов будут способствовать полноценному знакомству ребенка с окружающим миром. Я даю малышу познакомиться с лимоном, апельсином. Это бесценные развивающие пособия – форма, яркий цвет, кожистая структура поверхности и, наконец, сильный запах – сколько связей сразу должно образоваться у малыша в головке! Цветы – тоже несут сильные запахи, но, будьте внимательны, он их обязательно попробует на вкус, тут надо следить.
    Мышечное чувство и ориентация в пространстве также нуждаются в развитии. Последнее чувство будет хорошо развиваться, когда вы носите младенца на руках – повороты, укачивания горизонтально и вверх-вниз, игра «бух» - проваливаемся в ямку. Можно заниматься и специально. Для этого хорошо использовать надувной мяч. Ребенок кладется сверху на живот и плавно качается в различных направлениях, обязательно придерживайте младенца. Все детки у меня в какой-то момент быстро мотали головками, я думаю это способ ребенка изучить возможности своего вестибулярного аппарата. Мышечное чувство развивается постепенно. Сначала ребенок смотрит на свои руки как на чужие. Потом понимает, что может ими управлять и тут же срабатывает рефлекс – он их первым делом засунет в рот. Потом пальчики смогут удерживать погремушку. Примерно с этого момента начнется долгий процесс, который педагоги и воспитатели называют развитие мелкой моторики руки. Лучшим способом на сегодняшний день является метод Марии Монтессори. Его принцип основывается на развитии и обучении в игре, идеальным здесь выступают вкладывание предметов друг в друга – вкладыши Монтессори, палочки в кольца, шарики в лунки и прочее, на что у вас хватит фантазии, любые другие мелкие операции с предметами. Все эти движения потребуют от ребенка выработки точной координации, уверенного пользования рукой, будут способствовать развитию мелкой моторики руки, которая необходима для обучения письму.
    Развитие музыкального слуха мы начинали еще при беременности. Музыка, особенно ритмика способствуют не только музыкальному развитию, но и как это не странно математическим способностям. С определенного момента ваш малыш будет ритмично приседать или качаться, сидя на попе. Можно очень удачно использовать этот момент читая в таком же ритме ему потешки, стишки или просто приговаривать считалочки. Через некоторое время он может начинать приседать, заслышав знакомый стих. С каждым ребенком у меня была своя игра и Вы тоже придумаете свою. Например с сыном мы играли так: я начинала медленно говорить «Мой сладкий, сладкий, сладкий, Мой сладкий дорогой, Антоша, Тотоша, Антоша золотой» постепенно убыстряя темп, он мотал головкой сначала медленно, потом быстрее и быстрей, заливаясь радостным смехом. Можно в определенном ритме стучать, хлопать – все это будет развивать чувство ритма. Кстати, у Антона отличный музыкальный слух и математические способности, хотя он ярко выраженный левша и к математики склонности у него большой быть не должно.
    По многочисленным просьбам я приведу некоторые конкретные игры и занятия с малышом до года по возрастам, (не включаю занятия по физическому развитию). Разбиение условно, так как все малыши развиваются в своем темпе – критерий выбора занятия возможности малыша – взял в ручки предмет, сел, пополз и т.п.итак:
    До 3-х месяцев
    – основные игры – это гляделки. Показывайте малышу разные предметы, особенно контрастные, картинки, рисунки. Дайте ему возможность изучать Ваше лицо, изменения на лице – улыбка, широко открытые глаза и т.д. Постепенно малыш будет сосредотачивать свой взгляд на движущемся и неподвижном объекте.
    – Дополнить гляделки можно различными звуками – погремушка, колокольчик, барабан, свисток и пр.
    От 3-х до 6-ти – Зеркало – привлекает внимание детей, поделайте какие-нибудь движения для него.
    – Барабан – любое ведерко, баночка и пр., покажите как нужно стучать по барабану.
    – Бусы – нужно нанизать на нитку большие пуговицы, бусины, железные петельки, застежки, пряжки все что найдется в коробочке для шитья, последней нанизываем пустую ручку, чтобы наши бусы не путались. Это нехитрое приспособление малыши долго изучают.
    – Музыкальные носки – малыши любят задирать ножки и дергать ручками. Используем это поведения. Одеваем на ножки носочки, к которым пришиты бубенчики или шарики от погремушек, то же на ручки.
    – Вариант развития (срабатывает не со всеми детьми) – на уровне ног в кроватке натягиваем резинку, на нее прикрепляем погремушки, колокольчик, бубенцы. Попадая ногой на резинку малыш будет производить звуки. Некоторые потом играют ножками с резинкой.
    От 6-ти до 9-ти
    – возможно ранее, в этот период и еще до 2 лет одно из любимых занятий малышей что-то вкладывать во что-то или доставать. Это могут быть – мелкие предметы одежды (посадите малыша в ванну и накидайте туда носочков, трусиков, шапочек, слюнявчиков. Покажите как можно все это выкидывать из ванны и наоборот - закидывать в ванну. Складывать в коробку погремушки, ложки в кастрюльку (это здорово гремит), положите шарики (=бульонные кубики, другие предметы) в носки, предложите их достать и т.п. На мелкую моторику – вкладывать картонные бумажки в старое портмоне или кошелек. Монетки в бутылку. Интересная игра – едет машина и собирает в кузов урожай (погрем., виниловые и мягкие игрушки). Как вариант – плывет лодка (у меня был тазик) и собирает утопающих после кораблекрушения. Последние две игры хороши после года в плане приучения собирать после себя игрушки.
    – Когда ребенок хорошо сидит – самый возраст знакомиться с различными замысловатыми предметами, например яйцерезка, формочка для лепки пирожков, точилка для ножей – критерий – безопасность, некая подвижность-разъемность, много выступающих частей. Загляните в ящик с кухонной утварью и там найдется во что поиграть.
    – Обучающий момент – примерно с этого возраста начинается прикорм. Во время кормления дайте малышу держать ложку, это значительно приблизит момент, когда он сам захочет и сможет есть.
    От 9-ти до года. – Обучение большое маленькое. Выберите парные игрушки двух размеров – машину большую и маленькую, куклу большую и маленькую, мяч большой и маленький. Отделяйте их, постоянно называя слова большой маленький. Как вариант – игра в трех медведей – большая тарелка, ложка, кружка, средние…., маленькие….Разложить соответственно.
    – Ранее, а в этом возрастном периоде особенно хороша, матрешка. Без комментариев.
    – Пирамидка. Без комментариев. Ее можно сделать самому, нарезав кольцами различные пластиковые бутылки. Одевать можно на вантус.
    – Башенка из кубиков. Без комментариев.
    – Игра с крышками. Понадобятся различные баночки, пузырьки, флакончики с различными крышками. Покажите как крышки одеваются, навинчиваются на пузырьки. Это игра хорошо развивает понятие соответствия и размера.
    – Катать мячики, машинки, кубики и пр. по наклонной доске.
    – Игра с веревкой. Из длинной веревки или шнурка выкладывайте различные фигуры, покажите малышу как можно одним движением менять рисунок.
    Будем исходить в занятиях с ребенком из того, что он пришел в этот мир, почти как белый лист бумаги, он ничего не знает о нашем мире, его задача все узнать. Поэтому на вопрос как развивать и обучать ребенка до года я бы ответила расскажите и дайте ему узнать мир вокруг него.


    Ваше мнение, вопрос, совет
Библиотека заботливой мамы.

Как научить ребенка читать (с 3-х лет) - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком и необходимые пособия.
Стоимость 120 р.

Как научить ребенка рисовать - Пошаговый курс занятий для родителей со своим ребенком.
Стоимость 120 р.

Сказки для коррекции детского поведения. - 10 сказок и методические рекомендации для коррекции поведения детей дошкольного и начального школьного возраста.
Стоимость 150 р.

Консультация психолога-психотерапевта - тестирование, диагностика, подбор коррекционной программы.

Hosted by uCoz